И́венс Йорис (Ivens) (1898-1989), нидерландский кинорежиссёр-документалист. Его первые фильмы («Мост», 1928; «Дождь», 1929; «Зейдер-Зе», 1930) отмечены импрессионистическим видением, поисками кинематографической выразительности. Среди других фильмов: «Песнь о героях» (1932), «Испанская земля» (1937), «Сена встречает Париж» (1957), «17-я параллель» (1968) и др.
* * *
ИВЕНС Йорис - И́ВЕНС (Ivens) Йорис (18 ноября 1898 - 28 июня 1989), нидерландский режиссер, оператор.
После службы в армии поступил в Роттердамский экономический колледж, где изучал право. В 1922-25 проходил курс фотохимии и практику на фабрике фотоаппаратуры фирмы «Цейс» в Германии. В 1927 стал одним из организаторов киноклуба «Фильм-лига» в Амстердаме, где исполнял обязанности секретаря и технического советника.
Первые работы Ивенса обратили на себя внимание склонностью к документальному изображению реальности, близкому по эстетике французскому авангарду: «Мост» (1928), «Дождь» (1929), «Я - фильм» (1929). Знакомство с жизнью революционной России, где он провел по приглашению В. И. Пудовкина (см. ПУДОВКИН Всеволод Илларионович) три месяца, произвело на него глубокое впечатление и сделало убежденным коммунистом на многие годы. Стремление к активному участию в социальном переустройстве мира определило пафос его кинематографического пути и личной жизни. Показательны место и время съемок его картин: «Песнь о героях» (1932) - Магнитка, Советский Союз; «Боринаж» (1933, с А. Сторком) - забастовка шахтеров в Бельгии; «Новая земля» (1934) - создание грандиозной дамбы в Голландии; «Испанская земля» (1937) - гражданская война в Испании; «Четыреста миллионов» (1938) - японская агрессия в Китае. Во время Второй мировой войны живет в США и монтирует фильмы о битве с фашизмом («Наш русский фронт», 1941, с Л. Майлстоуном), «Тревога» / «Боевой пост 4» (1942), «Познай своего врага - Японию» (1945, с Ф. Капрой (см. КАПРА Фрэнк)) и др. В 1945 создает фильм о борьбе за независимость индонезийского народа и солидарности с его борьбой трудящихся Австралии «Индонезия зовет».
В последние годы активно сотрудничал с движением сторонников мира. Он снимает ленты о Восточной Европе - «Первые годы» (1947), о конгрессе сторонников мира в Варшаве - «Мир победит во всем мире» (1950, с Е. Боссаком), о Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине - «Мы за мир!» (1952, с И. А. Пырьевым (см. ПЫРЬЕВ Иван Александрович)) и др. В фильме «Песня великих рек» (1954) публицистическая идея единения всех трудящихся мира облечена в форму волнующей эпической поэмы, снятой более чем 40 операторами по всей планете. Вместе с А. Кавальканти руководит съемками игрового фильма о судьбе женщин в современном мире «Роза ветров» (1956), а с Ж. Филипом (см. ФИЛИП Жерар) ставит фильм «Приключения Тиля Уленшпигеля» (1956) по роману Ш. де Костера (см. ДЕ КОСТЕР Шарль).
Был удостоен Международной премии мира (1955), Международной Ленинской премии (1958).
Особое место в творчестве Ивенса занимает поэтическая лента «Сена встречает Париж» (1957, отмечена на фестивале в Канне), с ее экспрессивной монтажной формой, чтением стихов Ж. Превера (см. ПРЕВЕР Жак) за кадром. Ивенс был не только создателем, но и миссионером документального кино, по его словам, «документальный фильм - это совесть киноискусства».
Он читал лекции в США в 1930-е годы, после войны много преподавал в киношколах Польши, ГДР, на киностудиях в Китае, в киноклубах Италии. В 1960 Ивенс снимает фильмы в Италии - «Италия - не бедная страна», в Мали - «Завтра в деревне Нангила». Он работает на Кубе - «Вооруженный народ» (1961), «Путевой дневник» (1961), во Вьетнаме - «Небо - земля» (1965), новелла для фильма «Далеко от Вьетнама» (1967), «17-я параллель» (1968, с М. Лоридан), создает лирические репортажи «В Вальпариасо» (1963), «Мистраль» (1965), «Роттердам - аэропорт» (1966) и др. В конце 1970-х - начале 1980-х годов работал в Китае. Последний фильм - «История ветра» - снимался с его участием в Китае в 1988.